Надежды на Bitcoin не сбылись?
Еще не так давно венчурные капиталисты рассуждали о том, как Bitcoin изменит всю мировую валютную систему и отберет у государств функции по надзору за денежными операциями. Но сегодня эта валюта сама борется за выживание.
Новая реальность началась 14 января, когда влиятельный разработчик Bitcoin Майк Хёрн заявил о крахе проекта и добавил, что продал все свои биткойны. После этого цена биткойна упала за один день на 10% – неприятная новость для тех, кто потерял на этом деньги.
У Bitcoin был серьезный потенциал, но сейчас его уже не вернуть. Крайне необходимо создать что-то новое.
Большинство денежных и банковских систем по-прежнему непрозрачны, неэффективны и недешевы.
Возьмем для примера Североамериканскую фондовую биржу, NASDAQ. Одна из самых технически совершенных бирж в мире. Чтобы купить или продать на ней акцию Facebook, закрытия сделки нужно ждать несколько дней. Это совершенно неприемлемо, сделка должна проходить за миллисекунды.
В Венесуэле, чтобы купить хоть что-нибудь полезное в супермаркете, люди стоят в очередях сутками, потому что из-за гиперинфляции деньги сильно обесцениваются каждый день.
Когда тамошние рабочие-мигранты отправляют деньги своим семьям в Мексике, Индии или Африке, операторы денежных переводов откровенно вымогают у них деньги – до 5–12% от суммы перевода. Даже в США платежные процессоры и эмитенты банковских карт берут 1–2,5% от каждой транзакции. Это бремя лежит на всей экономике.
Bitcoin пытался это изменить, но с самого начала страдал от нескольких проблем. Во-первых, это нерегулиремость и анонимность, в силу чего он быстро стал прибежищем наркоторговцев и анархистов. Невероятная волатильность курса стала поводом для безумных спекуляций. Большинство биткойнов находятся во владении небольшой группы людей, которые первыми стали продвигать систему – пошли сравнения с финансовой пирамидой.
Обменные сервисы на базе Bitcoin имели серьезные уязвимости. А затем на удочку попались и венчурные капиталисты.
Некоторые из них купили большие суммы валюты и принялись раскручивать Bitcoin как мощный подрыв, который повлечет за собой целую цепочку финансовых инноваций во всех областях, от мобильного банкинга до мгновенных зарубежных переводов. Они влили миллионы долларов в Bitcoin-стартапы в надежде заработать состояния.
Но Bitcoin ни сейчас, ни тогда не был готов к широкому внедрению. Заявление Хёрна обнажило жестокую реальность – целую череду серьезнейших, хронических проблем.
Например, свыше 50% всех добывающих мощностей контролируют майнеры из Китая, которые связаны с остальной экосистемой Bitcoin через Великий китайский файервол. Это замедляет работу всей системы подобно плохому Wi-Fi в гостинице, по словам Хёрна. А еще это дает китайской Народной армии стратегический контроль над всей мировой валютой.
Распределенная сеть Bitcoin способна обрабатывать только несколько транзакций за секунду. Это вызывает непредсказуемые задержки при обработке транзакций и другие крайне нежелательные в денежной системе тенденции. Например, в моменты пиковых нагрузок комиссии в Bitcoin могут быть выше, чем по банковским картам.
Но и это еще не все: в сообществе Bitcoin ведется целая гражданская война. Его члены занимаются цензурой дебатов и атакуют серверы друг друга. Крошечный комитет из пяти главных разработчиков, контролирующий код Bitcoin, превратился в Звездную палату, которая вершит судьбы технологии.
Все это уже серьезно ударило по репутации – и кошелькам – многих венчурных капиталистов. Но некоторые из них продолжают активно защищать Bitcoin.
Настало время признать, что Bitcoin в его нынешнем виде должен исчезнуть и уступить дорогу инновациям на основе технологии блочной цепи, которая лежит в его основе.
Блочная цепь – это прозрачная база транзакций, которая одновременно хранится на множестве компьютеров по всему миру, и с ее помощью можно создавать цифровые валюты и целые виртуальные банки.
Если реализовать эту концепцию правильно, мне кажется, можно создать лучшую модель проведения и проверки транзакций, чем та, что используется в мировой финансовой системе сейчас. Можно создать и много других видов операций: голосование, публичные реестры, происхождение объектов искусства, смена собственников недвижимости.
Провалы Bitcoin учат нас тому, как не должны работать цифровые коммуникации. Мы увидели, что блочные системы можно взломать. Мы увидели бездумную трату ресурсов, когда в гигантских серверных фермах в Китае гигаватт-часы электричества тратятся ради одной игры цифр, чтобы «добывать» биткойны.
Нужно учиться у успешных технологических проектов с открытым исходным кодом, таких как Linux Foundation. Эта организация сегодня процветает в основном потому, что доказала свою полезность как нейтрального органа, управляющего различными открытыми проектами, которые слишком разрослись, чтобы ими могли управлять маленькие группы традиционными способами. Также нужно пересмотреть ряд аспектов блочной цепи, о чем говорят Хёрн и сторонники Bitcoin.
А еще давайте не забывать о той причине, по которой некоторые венчурные капиталисты превращаются в ревнителей Bitcoin, – чистой воды жадность. Лично для меня это самая очевидная причина провала Bitcoin. Эта система задумывалась как уравнитель правил игры, как более эффективная система транзакций, но в итоге выродилась в склоку заинтересованных сторон о том, у кого больше денег.
Вначале Bitcoin был благородным экспериментом. Сегодня это отвлечение. Настало время создать более рациональные, прозрачные, мощные, подотчетные системы управления, чтобы обеспечить более процветающее будущее для каждого.